МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПО РОДНОМУ КРАЮ С РЮКЗАКОМ ШАГАЮ» в сфере дошкольного образования города Чебоксары
Паспорт муниципальной программы «По родному краю с рюкзаком шагаю» в сфере дошкольного образования города Чебоксары
Наименование программы |
«ПО РОДНОМУ КРАЮ С РЮКЗАКОМ ШАГАЮ» |
Муниципальный заказчик |
Администрация города Чебоксары |
Разработчик программы |
Управление образования администрации города Чебоксары МБУ «Центр развития дошкольного образования» города Чебоксары |
Нормативные документы, послужившие основанием для разработки муниципальной программы
|
- ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17.10.2013) - СаНПиН 2.4.1.3049-13 - Закон Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 50 "Об образовании в Чувашской Республике" - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - Закон Чувашской Республики от 27.05.1993 "О культуре"; - Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.09.2013 N 365 "Об утверждении паспорта государственной программы Чувашской Республики "Развитие культуры и туризма" на 2014 - 2020 годы"; - Приказ Федерального агентства по туризму от 6 мая 2008 г. N 51 "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года"; - Закон Чувашской Республики от 13 октября 1997 г. N 16 "О туризме" |
Цель программы |
- развитие социального партнерства - конструктивного взаимодействия дошкольных образовательных учреждений города Чебоксары в сфере туризма, обеспечивающие широкие возможности для удовлетворения потребностей дошкольников в познании родного края; - создание условий развития сферы детского образовательного туризма и туристской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях; |
Задачи программы |
-разработка и внедрение моделей социально-образовательного туризма, способствующего созданию условий для ценностного, созидательного отношения дошкольников к родному краю на основе эффективного использования местного природного, человеческого и этнографического ресурса; - увеличение количества дошкольных образовательных учреждений, принимающих участие в реализации проекта; - развитие форм и моделей семейного туризма; - поддержка инноваций и развитие механизмов тиражирования практики социального партнерства организаций дошкольного образования; |
Целевые индикаторы и показатели |
Реализация проекта позволит достичь следующих показателей: - увеличить положительную динамику в развитии физического и психического здоровья детей, в развитии их познавательных интересов; - увеличить уровень удовлетворенности родителей качеством предоставления дошкольных услуг в сфере туризма; - увеличить материально-техническую базу по организации туристической деятельности; - увеличить интерес к семейному туризму; |
Сроки и этапы реализации |
3 года (2015-2016 – 2017-2018 учебные годы) |
Система организации контроля за исполнением программы |
Информация о ходе реализации программы предоставляется исполнителями в установленном порядке. Управление проектом и координация исполнения осуществляется управлением образования администрации города Чебоксары (основным разработчиком проекта). |
Актуальность
Ценность детского и молодежного в туризма – в разнообразии тех функций, которые он выполняет. В путешествиях дети, подростки, студенты не только отдыхают, но и изучают – историю, географию, традиции и обычаи.
Детский туризм позволяет ребёнку, совершая тематические прогулки, экскурсии, походы, знакомиться со своим краем, изучить свою страну с “малой Родины”, познать патриотические, трудовые, нравственные традиции народа.
ДЕТСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ – это интегрированный способ обучения и воспитания детей, что оказывает содействие решению воспитательных, оздоровительных, учебных задач, многогранно развивая ребенка: интеллектуально, морально, физически, духовно.
Детский туризм – это, прежде всего, здоровье детей, их физическая закалка, двигательная активность, а так же захватывающий вид активного отдыха. Краеведение – это живое познание окружающего мира, углубленное ознакомление с окружающей природной и социальной средой. Деятельность, целью которой является пробуждение у детей ценностного отношения к природе, прошлому и настоящему. Именно эта деятельность и является особенным типом развивающей среды, которая обеспечивает свободу и активность малыша, максимально удовлетворяет его потребности и интересы, имеет интенсивно развивающийся характер.
В ходе туристско-краеведческой деятельности, в походах патриотические переживания и порывы осуществляются с особой силой, оставляют глубокий след в юной душе. Это и гордость за прошлые подвиги дедов, и любовь к родной природе, и желание приумножить своим трудом силы, богатство Родины, и уважение к культурным ценностям своего народа и стремление быть там, где труднее, и чувство ответственности за судьбу своей Отчизны, и готовность в любую минуту встать на её защиту. Такие сложные, сильные чувства зреют постепенно, их укрепляет и углубляет то, что окружает человека.
Наш Чувашский край и город Чебоксары дают большую возможность для развития у детей чувства любви к своей малой родине, бережного отношения к окружающему. Туристические походы помогают воочию увидеть красивейшие места города Чебоксары и республики в целом, связанные с историческим прошлым и современной жизнью Чувашии, знакомят с природными и географическими особенностями родного города.
В своем Послании Государственному Совету Чувашской Республики Глава Чувашской Республики М.В.Игнатьев большое внимание уделяет здоровому образу жизни, развитию массового спорта, туризма, который является одной из важнейших сфер современной экономики.
Город Чебоксары - один из экологически чистых городов России. В городе уделяют большое внимание сохранению и восстановлению зеленых насаждений, произрастающих на территории города.
В настоящее время на территории города расположено 140 парков, скверов, аллей, бульваров и озелененных зон на площади более 260 га, на которые имеются паспорта и межевые дела.
Дети и родители любят гулять в парках Победы, имени 500-летия г. Чебоксары, «Лакреевский лес», в Детском парке имени Николаева. Особую ценность представляют памятники и музеи нашего города, которые несут огромную культурную и познавательную ценность для подрастающего гражданина своего города и страны.
Основными целями муниципальной программы «По родному краю с рюкзаком шагаю» являются:
- развитие социального партнерства - конструктивного взаимодействия дошкольных образовательных учреждений города Чебоксары в сфере туризма, обеспечивающие широкие возможности для удовлетворения потребностей дошкольников в познании родного края;
- создание условий развития сферы туризма и туристской деятельности в дошкольных учреждениях;
Программа предусматривает решение следующих основных задач:
-разработка и внедрение моделей социально-образовательного туризма, способствующих созданию условий для ценностного, созидательного отношения дошкольников к родному краю на основе эффективного использования местного природного, человеческого и этнографического ресурса;
- увеличение количества дошкольных образовательных учреждений, принимающих участие в реализации программы;
- развитие форм и моделей семейного туризма;
- поддержка инноваций и развитие механизмов тиражирования практики социального партнерства;
Ожидаемые результаты:
- увеличение положительной динамики в развитии физического и психического здоровья детей, в развитии их познавательных интересов;
- увеличение уровня удовлетворенности родителей качеством предоставления дошкольных услуг в сфере туризма;
- улучшение материально-технической базы по организации туристической деятельности;
- увеличение интереса к семейному туризму;
ДОРОЖНАЯ КАРТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
№ |
Мероприятия |
сроки |
ответственные |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП |
|||
1. |
Составление нормативно-методической базы реализации муниципальной программы |
Май-Сентябрь 2017 года |
руководитель проекта |
Изучение передового практического опыта по организации туристической деятельности в образовательных организациях; |
Май-Сентябрь 2017 года |
творческая группа |
|
Анкетирование участников «Готовность использования туристической деятельности в образовательном процессе»; |
Сентябрь 2017 года |
творческая группа |
|
2. |
Разработка перспективных планов в сфере туристической деятельности, создание условий для инновационных мини-проектов, способствующих развитию туризма; |
сентябрь-декабрь 2017 года |
творческая группа |
3. |
Организационное и методическое обеспечение программы; |
в течение всего проекта |
творческая группа |
ОСНОВНОЙ ЭТАП |
|||
|
Составление каталога экскурсионных образовательных маршрутов |
Февраль-март 2018 года |
творческая группа |
|
Разработка карт образовательных маршрутов для детей дошкольного возраста:
|
Февраль г-март 2018 года |
творческая группа |
(Приложение 2) |
Февраль-март 2018 года |
творческая группа |
|
Разработка цикла «живые уроки для дошколят» для детей, проводимых на базе музеев и около памятников (Приложение 3) |
Февраль-май 2018 |
творческая группа |
|
Разработка единого тематического баннера на сайтах дошкольных учреждений «Детский образовательный туризм» |
Февраль-март 2018 |
творческая группа |
|
Разработка логотипа и слогана для размещения на официальных сайтах ДОУ по пропаганде туристического движения среди детей дошкольного возраста |
Февраль-март 2018 |
творческая группа |
|
Разработка буклетов, плакатов и других презентационных материалов для распространения среди родителей и коллег |
Февраль-май 2018 |
творческая группа |
|
Проведение методических мероприятий по развитию туризма среди детей дошкольного возраста (проведение конференций, консультаций, семинаров, методических объединений, круглых столов и т.д.) |
По плану |
творческая группа |
|
Участие в выездных конференциях, форумах, семинарах по развитию туризма на уровне города, республики и страны |
По плану |
творческая группа |
|
Разработка единого «Дневника Юного Туриста»
|
Февраль-март 2018 |
творческая группа |
|
Туристический слет для дошколят
|
Июнь-июль 2018 |
творческая группа |
|
Презентация опыта работы по реализации программы, определение дальнейших перспектив развития. |
Август 2018 |
творческая группа |