ЛАДУШКИ 

Сведения об организации
День за днём
Календарь
«  Январь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
***
***
Госуслуги
Питание
Вниманию родителей
Особый ребёнок
КЦ «Пӗрле»
***
Капремонт
***
Форма входа
Статистика
Главная » 2018 » Январь » 25 » Формирование навыков столового этикета у детей дошкольного возраста
09:28
Формирование навыков столового этикета у детей дошкольного возраста

Формирование навыков столового этикета у детей дошкольного возраста

Как известно, с хорошими манерами не рождаются. Поэтому обучение правилам хорошего тона является такой же важной задачей, как и обучение детей, грамоте, музыке, математике, иностранному языку. Главный смысл обучения состоит не только в том, чтобы ребенок знал, как надо вести себя в обществе, но и умел это делать.

Как часто мы слышим в процессе общения взрослого с ребёнком фразы: «Так ведет себя за столом воспитанный ребёнок. Так должен поступать культурный пассажир». Мама и папа, того не подозревая, определяют поведение ребенка в рамки той или иной социальной роли: культурного ребенка за столом, пассажира в транспорте, покупателя, опрятного человека, посетителя театра, человека, принимающего подарок и т.д.

Малыш с самого рождения является носителем ролей, учится их исполнять. В начале он имитирует внешнее поведение взрослых («пишет» письмо, «разговаривает» по игрушечному телефону, «читает» книгу). Затем он принимает ролевое действие (играет роль врача, мамы, шофера). На последнем этапе ребенок уже представляет социальное ожидание окружающих на свои действия в избранной роли (опрятного сына, воспитанного пассажира, культурного ребенка за столом и многие другие). Самой первой ролью, которой овладевает ребенок на протяжении длительного времени является роль культурного человека во время приема пищи. Начинается это освоение с первых моментов кормления грудью, общения с мамой, овладения умением есть из ложки, пить из чашки. Затем – сложный период овладения умениями поведения за столом во время приема пищи (он приходится на дошкольный период).

На последующих жизненных этапах мы осваиваем особенности национальные и особенности приема пищи в разнообразных жизненных ситуациях (фуршет, пикник, «шведский» стол, на природе и др.).

Этикет – это свод конкретных норм и правил поведения в обществе, которые регламентируют, регулируют поведение людей в различных жизненных ситуациях (за столом, в театре, транспорте, магазине и т.д.) Успешному овладению, например, роли культурного человека за столом способствует освоение правил столового этикета.

Культура поведение за столом – это часть общей культуры человека, которая требует выполнение строгих правил поведения во время еды. Интересно отметить тот факт, что в России отношение к поведению за столом изменилось лишь с великих реформ Петра Первого. По его указу Российской Академией наук была создана книга «Юности чистое зерцало или Показание к житейскому обхождению». Петр первый стремился привить культуру русскому народу.

Чем же отличаются культурно-гигиенические навыки от правил этикета?

Культурно-гигиенические навыки – это умения: мыть руки, чистить зубы, умываться, пользоваться полотенцем, ложкой, вилкой; одеваться, раздеваться и т.д. Навык – это частично автоматизированное действие. Он формируется в результате многократных повторений, упражнений и характеризуется высокой степенью освоения, также отсутствием поэтапного контроля (завязать шнурок, застегнуть пуговицы, читать, писать и т.д.)

Этикетное правило, этикетная формула поведения состоит из многих действий (как сидеть за столом: спину держать прямо, локти на стол не класть, голову слегка наклонить, ноги ставить вместе, близко к столу не придвигаться). Таким образом, этикетная формула поведения включает в себя ряд необходимых навыков и умений – определенных действий.

Этикет не следует путать с этикой. Этикет - это лишь часть огромной науки этики. В переводе с французского, это слово означает ярлык, этикетка. Это внешнее проявление культуры человека. Это его визитная карточка, по которой складывается первое впечатление и, зачастую, имеет решающее значение для дальнейшего общения.

Этика изучает внутренний мир человека, его нравственное, принципиальное отношение к жизни. Это мир эмоций, чувств, взглядов, мотивов, принципов человека.

Организация работы в ДОУ 89 по обучению детей правилам столового этикета не возможна без учета особенностей дошкольного возраста. На основе этого строятся задачи обучения на каждый возрастной период.

Во второй младшей группе педагоги учат детей сохранять правильную позу во время еды; приучать пользоваться ложкой, вилкой, бумажной салфеткой; учат, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, запеканка); знакомят детей с разновидностями посуды: чайной, столовой; учат сервировать стол к чаю; сотрудники д/сада демонстрируют образец правильного общения во время приёма пищи (доброжелательный тон, разговор в полголоса, уважительное отношение к просьбам и желаниям детей); педагоги обращают внимание малышей на красоту сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик.

В средней группе воспитатели продолжают учить сохранять правильную позу во время еды; совершенствуют умение детей пользоваться ложкой, вилкой, бумажной салфеткой; учат пользоваться ножом, тканевой салфеткой; способам общения за столом, демонстрируя употребление специальных речевых формул «подай – подайте пожалуйста»; «будь добр - будьте добры», «передайте…», «спасибо», «пожалуйста», «благодарю»; расширяют знания детей о сервировке стола (завтрак, обед, чаепитие) и столовых приборах (пирожковая тарелка, нож, десертная ложка); упражняют в умении украшать стол (вазочки с цветами, разные виды салфеток и т.д.).

Так педагоги старшей группы формируют навык сохранения правильной позы во время еды; совершенствуют умения детей пользоваться столовыми приборами (салатная вилка, салатный нож, вилка для лимона, щипчики для сахара); учат разнообразным видам сервировки стола, приемам складывания тканевой салфетки; продолжают знакомить детей с тем, что, как и чем едят (виноград, ягоды, бананы, рыба, оладьи); совершенствуют навыки общения за столом; во время дружеского или праздничного чаепития упражняют детей в использовании речевых формул, а так же учат выбирать тему разговора, поддерживать дружескую беседу, уважительно относиться к говорящему.

В ДОУ используется различные формы работы с детьми, а также сотрудничество с родителями, которое способствует успешному овладению навыками столового этикета в подготовительной группе.

   

 

Категория: Новости | Просмотров: 1347 | Добавил: mdouladushki89
***
***
Сурский рубеж
Год науки
Минпросвещения РФ
Минобразования ЧР
***
***
***
***
***
Профорганизация
Соцподдержка
Сетевой город

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz